Методика обучения ориентированию

Образовательныеигры  при обучении основам ориентирования на местности

Спортивное ориентирование — современный и демократичный вид спорта. По определению «спортивное ориентирование» — это поиск на местности контрольных пунктов с помощью карты и компаса. Ориентирование как вид спорта подходит для детей разных возрастов, способностей, интересов, так  как  по своей сути является  подвижной игрой с поиском предметов. Такая деятельность формирует исследовательские способности, умение самостоятельно выполнять задачи, которые ставит местность, карта и правила поиска, где необходимо наряду с физической подготовкой использовать интеллектуальные возможности

 Цель:обучение ориентированию на местновти по основным видамориентирования. В ходе учебного процесса решаются оздоровительные, обучающие, воспитательные и развивающие задачи:

Оздоровительные:закаливание, укрепление здоровья

Обучающие:

·       ознакомление с правилами различных видов соревнований по спортивному ориентированию;

·       обучение технико-тактическим приёмам ориентирования на местности;

   Воспитательные:  

·           формирование  нравственно-волевых  качеств;

·           -воспитание чувства патриотизма.

Развивающие:

·           выявление задатков и способностей к занятиям спортивным ориентированием и спортивной деятельности;

2.Виды соревнований по спортивному ориентированию

По способу выполнения задач различают следующие виды соревнований: ориентирование в заданном направлении, ориентирование по выбору, ориентирование  на маркированной трассе. Все соревнования проводятся с соответствии с правилами соревнований, утверждёнными ФСО России.

В занятиях по спортивному ориентированию также существует немало видов других соревнований. Это соревнования в условиях закрытого помещения, спортивный лабиринт, экскурсионное ориентирование, квартальное, парковое ориентирование и другие.Такие соревнования способствуют приобретению необходимых навыков к соревновательной деятельности по основным видам спортивного ориентирования.

3. Дидактические упражнения.

Интегрированный  метод обучения, сочетает в себе спортивную и познавательную деятельность. Задания описываются на примере использования пришкольной территории СОШ №138 и Любашинского сада.

Вид ориентирования  : Заданное направление

Навыки и умения: выбор рациональных путей движения между КП

Средства: определение направления, чтение карты, контроль движения по опорным ориентирам.

Задание 1 «Экскурсия-викторина» (рекомендуется для младших школьников)

 Вместе с руководителем проходят дистанцию в заданном направлении по парку.  Учащиеся определяют направление на контрольный пункт по компасу, выбирают цепочку опорных ориентиров на пути следования к КП, определяют привязку и местоположение КП, рисуют  выбранный путь следования до контрольного пункта на своей карте и выходят на маршрут. Двигаясь по маршруту учащиеся определяют своё местонахождение на карте. Найдя контрольный пункт, руководитель рассказывает о правилах ориентирования на местности. В конце пути руководитель делит учащихся на команды и проводит  викторину на тему «Правила соревнований»

Вопросы  викторины «Правила соревнований»

1. При отметке на КП Вы случайно отметили КП5 в клетке с номером 6. Где Вы будете делать отметку на КП 6. (А. В клетке с номером 5. В.  в клетке с номером 7, далее будете отмечаться со сдвигом со сдвигом на одну клетку. С. в резервной клетке.)

2.Пройдя последний КП, Вы бежите на финиш и обнаруживаете, что выронили карту.Что Вы будете делать? (А. финишируете, а потом вернётесь за картой. В. финишируете, скажите судьям, что потеряли карту.С. вернётесь за картой, найдёте её, после чего финишируете.)

3.Прибежав на КП, Вы обнаружили, что призма упала и лежит в нескольких метрах от него. Что Вы будете делать? (А.  повесите призму на место. В. Не станете поднимать упавшую призму, а после финиша скажите судьям, что призма на КП упала. С. Не будете предпринимать никаких действий по этому поводу.)

4.После финиша Вам разрешили оставить карту у себя. К Вам подходит ещё не стартовавший участник и просит показать карту, Выполните ли Вы его просьбу? (А. нет. В. Да. С. Да, исли он будет стартовать по другой дистанции.)

5. Пройдя несколько КП, Вы обнаружили, что у Вас карта с дистанцией другой группы. Вы возвращаетесь на старт, просите заменить карту и дать Вам повторный старт. Будет ли выполнена Ваша просьба? (А. Нет. В. Да. С. Да, если судьи признают, что карта другой дистанции получена Вами  в результате судейской ошибки.)

6.Разрешается ли выходить на старт  в сандалях, босаножках, туфлях на каблуках. (А. нет. В. Да С. Да, если это соревнования проходят в ясную погоду.)

7. Что из перечисленных ниже устройств нельзя использовать при прохождении дистанции? (А. только прибор спутниковой навигации(GPS) В. Только альтиметр (прибор, измеряющий высоту над уровнем моря) С. оба этих прибора.)

Темами викторины могут быть: флора и фауна сада; садово-парковая культура СПб; жизнь замечательных людей; условные знаки спортивных карт; легенды КП; правила соревнований; олимпизм и олимпийское движение и др.                                                                                         

 Задание 2 «Следопыты»

Участвуют две команды по 2-7человек. Руководитель вручает капитанам команд карты парка(1-7шт.) с нанесёнными  контрольными пунктами (КП), которые надо найти  в заданном порядке. Карточку участника для отметки на КП. По условиям задания каждая команда преодолевает маршрут в противоположных направлениях 1-1,5км с 5-7 КП.По сигналу руководителя команды определяют направление на 1-ое КП по компасу, выбирают путь следования до КП, наносят его на карту и выходят на маршрут. На контрольном пункте, оборудованном призмой с вписанным вопросом  и вариантами ответов, команда должна ответить на вопрос и вписать в карточку шифр ответа. Преодолев всю дистанцию, команда финиширует и  сдаёт руководителю карту и карточку. Руководитель проверяет правильность ответов и начисляет штраф. Выигрывает команда, которая раньше финиширует в полном составе и получит меньший штраф.

Задание 3  «Звёздочка»

Участники стартуют парами или по одному. Руководитель предлагает учащимся ответить на вопрос викторины и записать шифр ответа в карточку участника.  Задача участника ответить на все вопросы и нанести все КП на свою карту, соединить их по порядку номеров  в дистанцию. Пробежать дистанцию, отмечаясь на КП компостером в карточке участника. Если учащийся ошибся при ответе на вопрос, он соединяет пункты, нанесённые на карту в дистанцию и выходит на маршрут. После финиша  продолжает отвечать на вопросы и переносить КП на карту. Снова соединяет КП в дистанцию и пробегает её. Результат определяется по времени затраченного на выполнение задания.

Вид ориентирования: Выбор

Навыки и умения: планирование оптимального маршрута с заданным количеством КП

Средства: Проектирование маршрутов

Задание 1 «Перерисовка».

Выполнять задание учащиеся могут командами, парами, по одному. Стартуют все одновременно. Руководитель предлагает учащимся перерисовать все КП с контрольной карты на свою рабочую карту и в произвольном порядке по своему усмотрению найти заданное руководителем количество пунктов. Задача учащихся спланировать дистанцию из заданного количества КП с минимальной длиной маршрута, выбором пути по чётким опорным ориентирам, с легко отыскиваемыми КП на местности с привязки. На контрольных пунктах, оборудованных призмой с вписанными вопросами викторины и вариантами ответов, участники должны ответить на вопрос и вписать в карточку шифр ответа. Результат определяется: беговое время + штраф за вопросы

Задание 2 «Рассеивание»

Учащимся выдаётся карта, где  первый КП задаётся руководителем, остальные пункты они находят по выбору, планируя дистанцию самостоятельно. Старт общий, вариантов рассеивания столько, сколько стоит КП. Контрольные пункты оборудованы призмами с вопросами викторины и вариантами ответов, участники должны ответить на вопрос вписать в карточку шифр ответа. Результат определяется: беговое время + штраф за вопросы .

Задание 3 «Челнок»

Учащиеся с контрольной карты по выбору перерисовывают один контрольный пункт, находят КП, отмечаются на КП, и возвращаются на старт, далее перерисовывают два пункта, находят, отмечаются, возвращаются, перерисовывают три КП и.т.д. пока не найдут все контрольные пункты.

Вид ориентирования: Маркированная трасса

Навыки и умения: точное определение учащимся своего местонахождения и определение местоположения КП.

Средства: Сличение карты с местностью

Задание 1 «Лепестки»

Учащийся получает карту с нанесённым маршрутом следования и контрольными пунктами на нём, двигаясь по маршруту участник следит за своим местонахождением по карте и встретив на своём пути КП, оборудованное  призмой с вопросами викторины и вариантами ответов, участник должен  сверить местоположение КП на местности с нарисованным контрольным пунктом на карте и если  их легенда совпадает ответить на вопрос и вписать в карточку шифр ответа. Если не совпадает, то  это ложный пункт, учащийся продолжает путь. На финише учащийся получает карту со следующей петлёй и уходит на дистанцию. После прохождения последней петли учащийся сдаёт карточку на проверку руководителю. Результат определяется по времени выполнения задания + штраф за КП.

Задание 2 «Маршрут»

Учащиеся разбиваются на команды по 4-5человек, назначается ведущий. Руководитель  выдаёт ведущим карты с разными маршрутами, но проходящими через одинаковые контрольные пункты, остальные получают чистую карту с нарисованным местом старта.  Команды стартуют одновременно. Ведущие команд выполняют роль лидера. Их задача бежать по нарисованной нитке, фиксируя на карте местоположение КП, встречающихся на маршруте, опережая команду. Роль остальных членов команды не отставать от ведущего, следить по карте за своим местонахождением и определять местоположение КП с фиксацией их на карте. Результат определяется по времени затраченному на выполнение задания + штраф на КП.

Задание 3 « Маркир»

Рекомендуется выполнять задание зимой на лыжах, используя  лыжную трассу в парке. Учащимся выдаётся чистая карта с обозначенным местом старта, их задача, двигаясь по лыжной трассе, определять своё местонахождение на местности и нанести на карту маркером  местоположение всех установленных на дистанции КП. Результат определяется по времени затраченному на выполнение задания + штраф на КП.

4. Техника Безопасности во время проведении упражнений по спортивному ориентированию

Перед выходом на дистанцию руководитель объявляет о границах территории, используемой для ориентирования в парке, сообщает о действиях учащихся при потери ориентировки, называет направление аварийного азимута и путь выхода на финиш.

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

lidia
lidia
сейчас на сайте
47 лет (01.01.1970)
Читателей: 6 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья