Образовательные технологии

Квест — ориентирование

 В практике физического развития и воспитания детей школьного возраста внедряются разные технологии, в том числе игровые. Интерес к этому виду образовательных технологий связан с признанием педагогическим сообществом роли и возможностей  игры в решении задач разностороннего образования, развития и воспитания. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма  познания,  труда,  общения,  искусства,  спорта. Образовательная игра представляет собой комплекс современных технологий: интерактивной, проектной, исследовательской, информационно – коммуникационной и другие.

В федеральном государственном образовательном стандарте школьного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и педагогов должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Разработчики стандартов нового поколения во главу образования  ставят личность обучающегося,  её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами современного информационного общества. В результате обучения формируется личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе,  т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией.

          Современное обучение это — сложный процесс, связанный с необходимостью усвоения возрастающего объема учебной информации, а это приводит к значительному нервно-психическому напряжению, снижению общего объема двигательной активности школьников, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на приспособительных возможностях организма и, как следствие, наблюдается повышение уровня заболеваемости в школьной среде.  Поэтому специалисты  дополнительного образования поставлены перед решением совершенно новой задачи.  Необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия физической и интеллектуальной деятельности, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия учебной программы.

Таким связующим компонентом и является ИГРА. Так как специфика здоровьесберегающей деятельности заключается в том, что основным исследователем и субъектом управления является сам ребенок, а ведущим видом деятельности для его развития и саморазвития является познавательная деятельность. Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест – игр.

Квест – это один из жанров приключенческой игры, требующий от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. С педагогической точки зрения это активная игровая форма обучения на основе межпредметной интеграции. Квест — технологии широко используются в общеобразовательной школе в различных предметных циклах.  Имеются данные о применении данной технологии для решения задач познавательного, социально-коммуникативного развития детей. В практике же физического воспитания данная игровая технология используется довольно редко, эпизодически и фрагментарно. Квест – это командная игра. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

 Одним из видов спорта, способствующим подготовке  к решению указанных задач, является спортивное ориентирование. Именно оно учит воспринимать и перерабатывать информацию, поступающую одновременно по разным каналам, принимать решения и творчески решать новые задачи в необычных ситуациях. Следовательно, средства спортивного ориентирования являются необходимыми для развития и формирования интеллектуальных систем организма.   Если представить приключенческий элемент игры в виде ориентирования  по карте в заданном направлении, содержательно отвечающий требованиям квест — технологии, и заданий  в виде фото — ориентирования по выбору, головоломок, фото-вопросов  с отгадыванием ключевых слов, мы получим новый вид игровой технологии – « квест – ориентирование». Таким образом в квест- ориентировании сочетается интеллектуальная игра и физкультурно-спортивная деятельность .

 Одной из положительных сторон технологии является использование познавательного потенциала  культурного наследия нашего города для разностороннего развития школьников. Умение  ориентироваться и комфортно существовать в городском пространстве, уметь прокладывать в нем собственные маршруты, необходимо знать его структуру, городские ориентиры, правила безопасного поведения. Этому способствует участие в городском проекте по краеведческому ориентированию « Мой город-Санкт-Петербург», что  позволяет организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в городском пространстве.

 Ребятам  предлагается познакомиться и изучить архитектурные и исторические объекты центра города (Петропавловскую крепость, Александровского сада, комплекс зданий Адмиралтейства, Дворцовой площади, Сенатской площади, Исаакиевский собор, Московский парк Победы ). По ходу игры команды в соответствии с маршрутным листом и картой находят  заданные объекты, отвечают на вопросы связанные с историей объекта, выполняют задания по фото-ориентированию. Отгадывают слова «ключи», расшифровывают их, за правильные ответы  набирают  баллы и соревнуются за право называться « победитель проекта».

Для того, чтобы успешно выступать на данном проекте, необходимо провести предварительную подготовку к «квест — ориентированию» группы, в которую входит теоретическая  и практическая часть. Прежде всего необходимо участников познакомить с положением проекта, сроками и местом проведения игр. Объяснить правила « краеведческого ориентирования», озвучить  какими навыками и умениями необходимо обладать чтобы добиться положительного результата в игре, наметить план подготовки.

В теоретическую подготовку  входит: Инструктаж по технике безопасности, беседа об одежде и обуви участников, назначение ответственных за выполнение заданий в команде.  Обучение правильному заполнению маршрутного листа и карточки по фото-ориентированию команды. Познакомить с правилами ориентирования в заданном направлении, по выбору. Познакомить с особенностями городского и паркового ориентирования.  Объяснить правила фото- ориентирования. В группе выполнить  задания по работе с картой ( условные знаки, ориентирование карты, легенды контрольных точек, выбор пути  до КП). Объяснить особенности  ответов на вопросы в маршрутном листе по заданным объектам с использованием интерактивных средств. Представить группе источники информации по краеведению Санкт-Петербурга.

В практической части подготовки  группы к участию в проекте необходимо провести серию занятий по обучению  ориентироваться по карте в заданном направлении и по выбору с включением квеста,  сначала на знакомой территории. Это может быть спортивный зал, стадион, пришкольная территория. Заданиями квеста могут быть различные вопросы в записках. Их зашифровывают на листиках, которые участникам необходимо найти на контрольном пункте. Вопросы, задаваемые участникам,  объединены одной темой, которой посвящён квест. Другой вариант, номер следующей точки передвижения разрезано на отдельные куски, правильно сложив которые, участники узнают, на какой пункт идти дальше.

 Следующим этапом подготовки является обучение основам паркового и квартального ориентирования. Желательно использовать картографические материалы небольшого парка или сада включённого в территорию микрорайона.  С различными  играми применяемыми при обучении ориентированию на местности можно ознакомиться: http://azimut.mypage.ru/ekskursionnoe_orientirovanie_v_tavricheskom_sadu.html

При обучении фото-ориентированию можно провести  квест — игру «Стадион», по следующим правилам игры: участник получает  карту стадиона, на которой обозначены контрольные пункты с номерами и местом старта и финиша, а также лист  с фотографиями точек КП, контрольную карточку  и карандаш для записи ответов. На листе  помещены фотографии объектов, надписей, которые находятся в центре кружка КП. Кружки на карте – это контрольные точки, в которых находятся объекты с фотографией. На каждой фотографии помещен пароль – буква алфавита. Номер КП проставлен со стороны фотосъемки объекта.  Задача участника – побывать на всех  контрольных точках и определить, где была сделана та или иная фотография. Маршрут движения участник выбирает самостоятельно.  Ответы (буквы) необходимо записать в контрольной карточке строго в клеточке данного контрольного пункта. Прочитать зашифрованное слово и написать его значение.

После обучения на знакомой территории необходимо провести серию занятий на незнакомой местности, для этого неплохо поучаствовать в районных соревнованиях по ориентированию или принять участие в городском проекте « Ориентирование в школу» в программу которого входят: фото – ориентирование (выбор), спортивный лабиринт (мини-ориентирование), ориентирование в заданном направлении (спринт).

Практические занятия по краеведению можно проводить в виде показов видео  по истории города и далее провести викторину. Или проводить выездные занятия в исторических районах города, используя краеведческую игру « Гуляй и познавай»: Патаки Хельга ( серия Городское ралли «Санкт-Петербург»).- М.: «Издательский дом «Самокат», 2015.

 Экскурсии-прогулки  рекомендуется проводить не менее полутора часов, передвижение по маршруту должно проходить в среднем и быстром темпе, такой режим способствует развитию общей и скоростной выносливости.  Остановки делать только на контрольных точках,  стараться отвечать на вопросы быстро с фиксированием в карточке участника. Вопросы в игре придуманы таким образом, что ответы на них предстоит найти самостоятельно — не в книге или интернете, а непосредственно на маршруте. Проверка правильности ответов в конце маршрута. Руководитель определяет «знатока ралли».

Из выше перечисленных этапов подготовки мы можем утверждать, что квест-ориентирование представляет собой объединение в единое целое, разрозненных компонентов и элементов разных направлений системы образования, на основе взаимозависимости и взаимодополняемости. Интегрирование  дает возможность включать игровые, проектные задания, что позволяет участникам самостоятельно осваивать новые знания, за короткое время ненавязчиво вовлечь участников в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности, включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. Из этого следует, что эмоциональный подъем, легко преодолеваемые физические нагрузки наряду с развитием оперативного и пространственного мышления, это всё результат внедрения в  образовательный процесс  квест –ориентирования.

 Таким образом применение игровых технологий   учит школьников проводить самоанализ своих физических возможностей, умений и навыков, учит планировать вместе с педагогом свой тренировочный процесс, понимая, что ему не хватило до достижения оптимального результата: выносливости, быстроты или внимания, умение работать с информацией.

Можно не сомневаясь утверждать, что, когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре: планировать, прогнозировать, добиваться результата и совершенствовать свои физические, интеллектуальные и нравственные качества.

 Квест — ориентирование одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием в федеральном государственном образовательном стандарте дополнительного образования.

Автор:  педагог секции ориентирования

 ГБОУ шк№138 Калининского р-на СПб

Лавракова Л.В.

 

Обсудить у себя 0
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

lidia
lidia
сейчас на сайте
47 лет (01.01.1970)
Читателей: 6 Опыт: 0 Карма: 1
все 0 Мои друзья